Елизавета Шанте: я всегда любила шляпки

Говорят, что женщина из ничего может сделать салатик, шляпку и скандал. Не знаем, как у нашей героини с кулинарными талантами и капризами, но вот шляпок Елизавета Шанте сделала своими руками множество.

185-24-1

Елизавета, почему именно шляпки?
Знаете, я сейчас уже и не представляю, что это могло быть что-либо другое. Шляпки я всегда любила. Мне казалось, что аксессуары — это то, что может «построить» образ, сделать его заметным и значимым. Шляпки, платочки, брошки. Одежду носят все и одежду в достаточной степени одинаковую, так что, одежда сама по себе казалась мне не слишком интересной. А вот каким-то необычным аксессуаром, мне кажется, можно изменить облик кардинально и стать непохожей ни на кого. Но во времена тотального дефицита интересный аксессуар, интересная шляпка казались чем-то из области фантастики. А поскольку в моей семье все были рукодельницами — ничего не оставалось, как взять и сделать для себя шляпку. Я тогда как раз заканчивала институт, помотрела телепередачу, где увидела Изабель Аджани в интересной драпированной шляпке. Достать такую было просто нереально, поэтому методом проб и ошибок я соорудила «эксклюзив» сама. Шляпка удалась. Мне предложили за нее большие деньги, и я  с мыслями: «А, продам и сделаю себе еще», — продала эту шляпку.

56_32_656_32_16

А как вы их делаете?
Вначале я занималась швейными шляпами. Это было проще, их изготовление не требует специального оборудования, которое нужно, например, для изготовления формованных шляп из фетра, соломки. Но фетр сам по себе такой популярный и приятный в работе материал, что мне стало интересно делать фетровые шляпы. Сначала покупала готовые фетровые шляпы, декорировала и переделывала их. Потом постепенно, шаг за шагом перепробовала разное сырье. На сегодняшний момент нет  такого материала, из которого в нашей мастерской не могли бы соорудить шляпу: кожа, мех, фетр, соломка всех видов, различные ткани. Появляются новые материалы, но технологически все осталось как сто- сто пятьдесят лет назад: деревянная колодка, фантазия и руки мастера.

56_32_156_32_2

Вы сказали о «руках мастера». Как ваши руки учились создавать такую красоту?
У меня нет никакого специального образования: ни швейного, ни дизайнерского. Я по образованию строитель. И, возможно, к шляпкам тоже подхожу с точки зрения конструирования. Изобретя немалое количество велосипедов, набив немалое количество шишек, до всего приходилось доходить своим умом. Может быть, те, кто имел возможность учиться, получал необходимую информацию, в определенный момент и были в выигрыше по сравнению со мной. Но мой путь, мне кажется, лучше: я сама прошла через все стадии, понимаю все тонкости производства, знаю все нюансы и детали из собственного опыта. И теперь, открыв для себя все эти технологические стороны, могу удовлетворить любой запрос клиента.

56_33_1256_33_18

Елизавета, сколько времени занимает процесс изготовления одной шляпки?
Многое зависит от идеи, технологических моментов. Материалы требуют правильной обработки и технологической выдержки, процессы формовки, сушки и так далее. Но, в принципе, базовая шляпка делается за три дня. Другое дело, если предполагается какая-нибудь эксклюзивная отделка, именно то, что превращает кокон в бабочку. Мы можем потратить на нее много времени. Иногда месяцы. Порой какая-то идея «не идет», и тогда эту шляпу мы откладываем в сторону, пока не появятся новые варианты ее оформления.

56_33_856_33_11

А где вы берете идеи для своих моделей?
Из фантазии, из воздуха. Очень вдохновляют, конечно же, клиенты. Это они наши самые строгие судьи, самые строгие критики, которые почти всегда хотят чего-нибудь «эдакого», чего у нас еще нет. И мы, конечно, всегда стараемся им угодить.
Еще вдохновляют работы коллег. Всегда интересно смотреть на изделия других мастеров. Иногда чья-то чужая шляпа может натолкнуть на совершенно неожиданную идею.

56_35_1

Елизавета, от творческих разговоров перейдем к прозаической части. Как то, что началось с одной шляпы, выросло в такой достаточно серьезный бизнес?
Сначала была просто торговля шляпами. А мастерская располагалась прямо у меня дома. Но я всегда мечтала о собственном салоне. Знаете, если ты чего-то очень хочешь  и что-то делаешь для осуществления своего желания, оно обязательно осуществится. Сегодня не так просто иметь шляпный салон в центре города. Я общаюсь со своими коллегами из других городов, стран СНГ и знаю, что буквально единицы из них имеют свои салоны. Поэтому все очень удивляются, узнав, что у меня есть собственный салон в самом центре Одессы, на Соборной. По большому счету мне повезло в свое время. Сегодня, с учетом «взлета» цен на недвижимость, я бы уже не смогла «осилить» такое помещение.

56_34_256_34_3

Сейчас вы делаете шляпки уже не одна?
Конечно, мы растем, развиваемся, а шляпное дело очень трудоемкое. Поэтому со мной работает еще несколько модисток, которых обучаю от начала до конца я сама.

Расскажите о своих самых интересных клиентах.
У нас все клиенты интересные, других просто нет. Может быть раньше, когда шляпка была обязательной частью гардероба, клиентов у модисток было больше, они воспринимались как обезличенные покупатели. Сегодня у нас другой образ жизни, и шляпа — это уже не просто элемент одежды, а атрибут, показатель стиля. Наш клиент — всегда личность, яркая и запоминающаяся. Вы же всегда обратите внимание на женщину в шляпке на улице? Как говорят наши клиентки о себе: мы все члены вашего клуба. Они заходят в наш магазин не только за шляпой, но и просто в гости.
Есть у нас еще очень интересные клиенты — театры. Порой встречаются самые неожиданные заказы, и выполнение их всегда очень увлекает. Сначала читаешь сценарий, описание заказываемой шляпки и пытаешься представить, какая роль будет у этой шляпки, как она должна выглядеть на сцене. И когда приходишь на премьеру, чувствуешь радость от того, что тоже приложила руки к созданию нового спектакля.  Именно благодаря театру и кино много знаменитых актеров появлялись на экране и на сцене в наших шляпах. Это Рената Литвинова, Алла Демидова, Нина Русланова.
Цирк — еще одна интересная тема для работы. Когда в Одессу на гастроли приезжает труппа, как правило, всегда кто-то из участников делает заказ. И теперь мы даже знаем, как конструируются те самые цилиндры, из которых фокусники достают своих кроликов. Но это оказалось не так сложно. Гораздо сложнее делать шляпы, которыми жонглируют — у них очень сложная конструкция.
56_35_256_35_7

Я смотрю, сейчас у вас в салоне продаются не только шляпки, но и сумки, шарфики, пояса. Вы не задумывались о том, чтобы шить одежду и одевать своих клиенток «с головы до ног»?
Мы сотрудничаем с дизайнерами одежды, с мастерами, которые шьют обувь. Но самой заниматься этим полноценно просто не хватает времени. Пока  что у меня еще в шляпном деле есть масса идей — хватило бы времени на их реализацию. Хотя, кто знает… У меня подрастают две дочери, которые очень интересуются модой. Возможно,  когда они вырастут, мы расширимся до полноценного дома моды!

56_31_1

56_31_14

56_31_15

Ну что ж, пожелаем Елизавете  удачи и расширения горизонтов творчества. Кто знает, возможно, благодаря таким мастерицам, как наша героиня, скоро шляпы и шляпки снова станут элементом нашего повседневного наряда?

1