UFW — по законам военного времени

Вчера завершился последний день показов 34-го Ukrainian Fashion Week. Еще остались внепрограммные мероприятия. Еще сегодня показ Анастасии Ивановой в красивом старом особняке. Еще вечеринка по поводу закрытия. И показ Karavay завтра. Но основное событие, проходящее в Мыстецьком Арсенале можно считать завершившимся. Я еще напишу подробно про каждый показ, который посетила. Но сейчас, оглядываясь назад, хочу немного написать о том, какой была неделя моды в этот раз, потому что однозначно она была немного другой, чем все прошлые разы.
0o0

Начать, наверное, надо с самого вопроса: а стоило ли проводить Неделю моды в сегодняшней ситуации? У военкоматов стоят мужчины с вещмешками, на Майдане еще не увяли цветы у мемориала Небесной сотне, а мы решили смотреть на платья, которые нам на подиуме показывают красивые манекенщицы. Для меня лично ответ был вполне однозначным: Неделю Моды проводить стоило. Честно скажу, еще никогда я не ждала показов так сильно, как в этот раз. Просто в какой-то момент ты понимаешь, что больше не можешь постоянно смотреть заседания Верховной рады и сводки боев (где виртуальных, а где — и вполне реальных). Отвлечься от этого очень сложно. И пять дней, проведенных в Арсенале помогли хоть немного успокоиться.

Это были, так сказать, личные причины. Но есть причины и намного глобальнее. Многие украинские дизайнеры продаются не только в Украине, но и за рубежом. UFW — это в первую очередь профессиональное мероприятие, призванное в этот раз не только показать работы дизайнеров, но и стать свидетельством того, что модная индустрия страны не пострадала, показать, что дизайнеры творят, производство работает, а значит, можно размещать заказы.

Как изменился сам формат Украинской Недели Моды? Мне кажется, изменился в лучшую сторону. В Мыстецьком Арсенале в этот раз было гораздо меньше всяких звездулек непонятного масштаба, пришедших поторговать лицом. Вообще было гораздо меньше случайной публики. (кстати, охрана работала весьма серьезно, и у одного гостя, который пришел в костюме Самообороны, говорят, реально возникли проблемы с тем, чтобы попасть внутрь).

Кстати, насчет гостей показов и стритстайл в целом — необычайно много было в этот раз людей в одежде «на злобу дня». Вышиванки, венки из цветов, футболки с надписями на тему Майдана и ситуации в Крыму, просто желто-голубая одежда, etc.

DSC_1488

0

Интересно проследить и за тем, как тема «Майдана» и всего, что с этим связано, нашла свое воплощение в коллекциях, показах (а кем-то была проигнорирована). Учитывать ситуацию в стране или проводить показ как обычно — это каждый дизайнер решал сам за себя. Опять же, занятный вопрос, на который так сходу и не ответить: те дизайнеры, которые творчески откликнулись на происходящее, они это сделали потому что так чувствуют, или потому что махать флагом нынче в тренде? Тут уже, наверное, для себя решал каждый зритель показа. Оценивал, насколько созвучна ему та или иная форма художественного выражения гражданской позиции, насколько она кажется искренней.

Я же просто покажу кусочки показов, которые видела, и которые меня затронули.

Настроение задала Лилия Пустовит. В почти пустом зале, без музыки (лишь к финальной части показа пошла инструменталка в миноре) по подиуму ходили модели в шелковых платьях, поверх которых были надеты жаккардовые имитации бронежилетов. Лилия сразу заявляла о закрытом, профессиональном формате показа — и выдержала этот формат полностью. Небольшое количество прессы и фотографов, байеры, критики и никаких гостей.

Вообще, закрытый формат — интересный ход. И если в случае с показом Пустовит становилось ясно, чем этот ход обусловлен, то у некоторых других дизайнеров объяснить закрытость было сложно. Иногда казалось, что заявленная закрытость — способ привлечь еще больше внимания к событию. Дальше всех пошел по этому пути Алексей Залевский, который не пустил публику на показ вообще. Между решетками по подиуму ходили модели, которых «расстреливали» в конце выхода, как только они оказывались за пределами решеток. Все происходящее фиксировали фотографы и операторы, а все желающие могли посмотреть онлайн-трансляцию.
00t

Чаще всего дизайнеры не меняли основную коллекцию (это и понятно, потому что у дизайнеров, работающих в нормальном режиме, все готовилось и отшивалось еще в конце прошлого года), но предпочли выразить свою поддержку Украине финальным акцентом с использованием национального флага. Или, как во время показа Кристины Бобковой, используя для показа саундтрек в виде вариации на тему украинского гимна (кстати, никакой пафосности в итоге не было, отличная музыка получилась)

Обязательно надо упомянуть, что некоторые дизайнеры принципиально подчеркивали свою отстраненность от майдановских событий. Точнее, разграничивали свое творчество и гражданскую позицию. Виктор Анисимов подчеркивал свои пацифистские взгляды. А при словах о том, что мода должна быть аполитичной (кажется, это Юлия Айсина сказала во время пресс-конференции) в пресс-центре раздались аплодисменты.

Не менее интересно, чем на подиуме, было в зоне экспозиций. Самый резонансный арт-проект — Ukraine Inspired. Авторами проекта стали Ольга Навроцкая, дизайнер Федор Возианов, журналист и художник Тина Мартинет, дизайнер Ксения Марченко и компания Нюкрейн (дизайнеры Олег Загребный та Илья Стронговский). Резонансным этот проект стал по той простой причине, что нашел очень широкий отклик у публики. Футболки и свитшоты с принтами на тему Украины, Майдана и крымских событий можно было видеть не только на стенде, но и на гостях показа.

Ukraine-Inspired-march2014-5

Ukraine-Inspired-march2014-7

Ukraine-Inspired-march2014-8

Ukraine-Inspired-march2014-9

Ukraine-Inspired-march2014-10

Ukraine-Inspired-march2014-13

Ukraine-Inspired-march2014-14

Ukraine-Inspired-march2014-15

Ukraine-Inspired-march2014-16

Про проект Кати Березницкой ARMS я уже писала. Впрочем, Катя честно призналась, что рисунки и сама идея проекта были уже давно, прост сейчас тот момент, когда подобный проект зазвучит наиболее актуально.

Арт-группа Другий фронт представила инсталляцию на тему Майдана. Было интересно видеть, как символы последних месяцев трансформировались в такие простые вещи, как, например, чехлы для смартфонов.
a0

a1

a2

a3

a4

a5

a6

Ну и проект Аллы ЖМАЙЛО «RECASTING made in Ukraine». Украшения из автомобильных покрышек, ставших символами боев на ул.Грушевского.
RECASTING-march2014-1

RECASTING-march2014-5

И даже цветочный стенд компании Lora Shen был выполнен в желто-голубых тонах, а рядом с цветами продавались шелковые платки с национальной символикой.

Что ж, Украинская Неделя моды закончилась. И мне очень нравится наблюдать, как она меняется вместе с теми трансформациями, которые происходят в украинском обществе. Радует, что мы наконец-то отходим от дешевой ярмарки тщеславия в сторону рабочего формата профессионального мероприятия. Хоть этот переход и случился в силу не очень веселых причин. Но все же есть надежда, что к следующему сезону показов UFW все положительные изменения Украинской Недели моды останутся, а общий контекст ситуации в стране изменится в более мирном направлении.

До встречи осенью.
The End
1

0